СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 0501
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Специализация 0501.01 ФОРТЕПИАНО
а) исполнение сольной программы;
б) сольфеджио (письменно и устно);
в) музыкальная грамота (устно).
Исполнение сольной программы
Поступающий должен исполнить:
полифоническое произведение;
два инструктивных этюда на разные виды техники;
классическое сонатное allegro или классические вариации;
пьесу.
Примерная программа:
И.С.Бах. Трехголосная инвенция или прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».
К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740. М. Клементи Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum». М.Мошковский. Этюды ор. 72.
Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть. Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть.
Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume). Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 №1 (oeuvre posthume). С.Рахманинов. Мелодия. С.Рахманинов. Элегия.
Вступительное испытание по сольфеджио проводится в письменной и устной форме. Уровень требований соответствует Программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования.
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;
пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
Устные задания:
Сольфеджирование.
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111).
Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.
Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 7-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малого с уменьшенной квинтой септаккорда.
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 7-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной форме. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
«Кварто-квинтовый круг тональностей»;
«Хроматизм»;
«Альтерация»;
«Энгармонизм звуков и интервалов»;
«Тональности первой степени родства»;
«Лады народной музыки»;
«Наиболее употребительные музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».
Экзамен по русскому языку проводиться в форме собеседования. Предусматриваемый собой устный ответ по билетам.