ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Специализация 0501.02
ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)
Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) исполнение сольной программы;
б) сольфеджио (письменно и устно)
в) музыкальная грамота (устно).
Исполнение сольной программы
Поступающий должен исполнить:
- гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы);
- два разнохарактерных этюда (один из них в двойных нотах);
- первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта; вариации; фантазию;
- пьесу.
Скрипка:
- трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
- Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35.
- Д.Б.Виотти. Концерт №22 (1ч.), Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.).
- Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение», Л.К.Дакен «Кукушка», А.Венявский. «Легенда».
Альт:
- трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
- Б.Кампаньоли. Этюд №1. Р. Крейцер. Этюд №8.
- И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.). И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.)
- С.Цинцадзе. Романс. С.Цинцадзе. Хоруми.
Виолончель:
- трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы).
- А.Нельк. Этюд ля мажор. Грюцмахер. Этюд ре мажор.
- А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.) Й.Гайдн. Концерт до мажор (1ч.)
- Г.Форе. Элегия. П.И.Чайковский. Ноктюрн.
Контрабас:
- двухоктавные гаммы ми мажор, ля мажор.
- Этюды из сборника этюдов Биллэ, Батиони.
- Сонаты Б.Марчелло.
- Шлемюллер. Непрерывное движение.
- А.Хачатурян. Андантино.
Арфа:
- четырехоктавные гаммы, арпеджио, двойные ноты (терции).
- Этюды Н.Мчеделова или Р.Н.Ш. Боксы.
- Н.Вильм. Концерт (1ч. или 2-3 ч.). Сонаты Ф.Ж.Надермана.
- М.Глинка. Ноктюрн. М.Турнье. Танец Лолиты.
Вступительное испытание по сольфеджио проводится в письменной и устной форме.
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Интонационные и ритмические трудности:
- различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие.
- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
Пример 4
Устные задания:
- Сольфеджирование.
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111).
- Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.
Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 7-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Пример 5
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малого с уменьшенной квинтой септаккорда.
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 7-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Пример 6
- Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, VII# в миноре. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной форме. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
«Кварто-квинтовый круг тональностей»;
«Хроматизм»;
«Альтерация»;
«Энгармонизм звуков и интервалов»;
«Тональности первой степени родства»;
«Лады народной музыки»;
«Наиболее употребительные музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».
Примечание: в отдельных случаях поступающие в класс арфы, а также контрабаса, проходят вступительные испытания по сольфеджио и музыкальной грамоте в соответствии с программой специализации 0501.03 Оркестровые духовые и ударные инструменты.