ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Специализация 0501.03
ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) исполнение сольной программы;
б) сольфеджио (письменно и устно)
в) музыкальная грамота (устно).
Исполнение сольной программы
Поступающий должен исполнить:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- этюд;
- две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты.
Примерные программы
Флейта:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- этюды Н.Платонова из сборника «24 этюда для флейты»; этюды Э.Келлера из сборника «Этюды для флейты» 1 тетрадь (ор. 33);
- Блодек. Концерт, 2 и 3 части. Ф. Пуленк Соната, 1 и 2 части. Я.Стамиц. Концерт, 1 часть.
Гобой:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- этюды В.Ферминга из сборника «48 этюдов для гобоя» ор.31;
- Е.Феала. Концерт. А.Лядов. Скорбная песнь. Г.Гендель. Жига.
Кларнет:
- гаммы и арпеджио в тональностя до трех знаков включительно4
- Г.Клозе. Этюд № 3 из сборника из сборника «15 этюдов для кларнета»; А.Штарк. Этюд №16 из сборника «36 этюдов для кларнета»;
- Н.Римский-Корсаков. Концерт. К.Вебер. Концертино. А.Лядов. Прелюдия. Л.Обер. Жига.
Фагот:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- Ю.Вейсенборн. Этюды №№ 10-20 из сборника «Этюды для фагота»:
- А.Вивальди. Соната ми минор, 2 часть;
- В.Купревич. Романс. А.Вивальди. Концерт до мажор, 1 и 2 части.
Саксофон:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- М.Мюль. Этюды;
- И.С.Бах. Сицилиана и аллегро. М.Готлиб. Концерт, 1 или 2 часть. Р.Бюссер. Астурия.
Валторна:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- К.Копраш. Этюды №№ 8-10 из сборника «Этюды для валторны (1 и 2 тетради);
- В.А.Моцарт. Концерт № 1, 1 или 2 части. А.Скрябин. Романс. Г.Гендель. Буре. А. Экклс. Соната.
Труба:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- В.Вурли. Этюды №№ 6, 16, 17, 2033 из сборника «Избранные этюды для трубы». С.Баласанян. Этюды из сборника «25 легких этюдов для трубы»;
- В.Щелоков. Концерт № 3. Т.Альбинони. Концерт ми бемоль мажор 3 и 4 части. Т.Альбинони Концерт соль минор 1 и 2 части. Ц.Кюи. Восточная мелодия. А.Гедике. Концертный этюд.
Тромбон:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- Е.Рейхе и другие авторы. Этюды из сборника «Избранные этюды для тромбона» (сост. В.Венгловский), 1 тетрадь. В.Блажевич. Этюды из сборника «Этюды для тромбона», 1 тетрадь.
- Н.Римский-Корсаков. Концерт, 1 часть или 2 и 3 части. И.С.Бах. Ария. А.Вивальди. Аллегро.
Туба:
- гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно;
- В. Блажевич. Этюд № 8 из сборника «Этюды для тубы», части 1, 2
- Б. Марчелло. Соната фа мажор, 1 и 2 части или 3 и 4 части. В.Дубовский. Танец и песня. И. С. Бах. Ария и Бурре.
Ударные инструменты:
- гаммы до 4 знаков включительно; арпеджио по звукам малого мажорного и уменьшенного септаккордов.
- М.Гольденберг. Этюд № 1 для ксилофона.
- Г.Рзаев. Скерцо. И.С.Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 3 часть. А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром соль минор, 3 часть.
Вступительное испытание по сольфеджио проводится в письменной и устной форме. Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
- различные виды мажора и минора;
- ритмические группы с шестнадцатыми.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
Пример 7
Устные задания:
- Сольфеджирование.
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).
- Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Пример 8
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Пример 9
- Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Вступительное истытание по музыкальной грамоте проводится в устной форме. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
«Кварто-квинтовый круг тональностей»;
«Хроматизм»;
«Альтерация»;
«Энгармонизм звуков и интервалов»;
«Тональности первой степени родства»;
«Лады народной музыки»;
«Наиболее употребительные музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».