ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Специализация 0501.04
ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) исполнение сольной программы;
б) сольфеджио (письменно и устно);
в) музыкальная грамота (устно).
Исполнение сольной программы
Поступающий в класс баяна, либо аккордеона должен исполнить:
- две 3-х – 4-х октавные гаммы и арпеджио (мажор, минор);
- полифоническое произведение;
- произведение крупной формы (Вместо произведения крупной формы можно сыграть две пьесы: одну лирического, другую виртуозного характера. Например: А. Лядов. Прелюдия ре минор; Г. Шендерев. Думка; Г. Шендерев. Русский танец; Дакен. Кукушка):
- обработку народной мелодии.
Список произведений, рекомендуемых к исполнению
- И.С. Бах. Двухголосная инвенция
- И.С. Бах. Хоральная прелюдия
- И.С. Бах. Отдельные части из «Французских сюит»
- Гендель. Маленькие фуги.
- Сонаты М.Клементи, Ф.Кулау, Д.Чимарозы (первые части или вторые-третьи);
- И.Яшкевич. Сонатина;
- Д.Бортнянский. Соната фа мажор;
- В.Золотарев. Детские сюиты (по две-три части).
- В.Мотов. Возле речки, возле моста;
- В.Мотов. Научить ли, тя, Ванюша;
- В.Мотов. Сад;
- В.Жигалов. Там, за речкой.
Поступающие по классу домры, гитары, балалайки и гуслей должны исполнить программу, состоящую из трех разнохарактерных пьес на различные виды исполнительской техники.
Примерные программы
Домра
Вариант 1:
- А.Вивальди. Концерт ля минор, 1 ч.;
- И.Хандошкин. Канцона;
- А.Цыганов. Скоморошьи песни.
Вариант 2:
- Г.Ф.Гендель. Соната для скрипки №6, 1 и 2 ч.;
- П.Чекалов. Вокализ;
- В.Лаптев-Цыганков. По улице не ходила, не пойду.
Гитара
(Виртуозная пьеса в программе гитаристов может быть заменена этюдом)
Вариант 1:
- Ф.Сор. Соната до мажор;
- И.С.Бах. Бурре си минор;
- А. Иванов-Крамской. Тарантелла.
Вариант 2:
- М.Джулиани. Соната до мажор, 1ч;
- М.Высоцкий. Прялка;
- Э.Пухоль Вилларуби. Шмель.
Балалайка
Вариант 1:
- Б. Трояновский. Заиграй, моя волынка.
- Ф. Куперен. Пастораль.
- В. Андреев - Н. Василенко. Испанский танец.
Вариант 2:
- А. Шалов. Волга-реченька;
- Ю. Свенсен. Норвежская мелодия;
- Е. Авксентьев. Юмореска.
Гусли
Вариант 1:
- В.Городовская. Пляска скоморохов.
- Н.Мясковский. Мазурка.
- В.Комаров. Тема с вариациями.
Вариант 2:
- Ю.Шишаков. Пьеса.
- Б.Кравченко. Старый шарманщик.
- В.Широков. Полька.
Вступительное испытание по сольфеджио проводится в письменной и устной форме. Письменный экзамен предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
- различные виды мажора и минора;
- ритмические группы с шестнадцатыми.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
Пример 10
Устные задания:
- Сольфеджирование.
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Калмыков, Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335).
- Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.
Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Пример 11
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Пример 12
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной форме. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
«Кварто-квинтовый круг тональностей»;
«Хроматизм»;
«Альтерация»;
«Энгармонизм звуков и интервалов»;
«Тональности первой степени родства»;
«Лады народной музыки»;
«Наиболее употребительные музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».