ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Специализация 0502.02 ПЕНИЕ НАРОДНОЕ
Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) 1 тур: сольное пение. Исполнение экзаменационной программы;
б) обследование у врача-фониатра;
в) 2 тур: сольное пение. Исполнение экзаменационной программы;
г) проверка музыкальных данных и диапазона голоса;
д) собеседование.
Исполнение экзаменационной программы
I тур: сольное пение. Абитуриент должен исполнить три произведения. Абитуриент представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору экзаменационной комиссии. I тур имеет отборочный характер.
Примерный список произведений:
- Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано встало»;
- Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», плач «Не пой, соловушко»;
- Русская народная песня «Я на горку шла»;
- Музыка Г. Пономаренко, слова М. Агашиной «Растет в Волгограде березка». Музыка Е. Птичкина, слова В. Бутенко «Цветы России».
Для показа вступительных программ абитуриентам предоставляется концертмейстер. Поступающий должен иметь при себе ноты исполняемых с сопровождением произведений. Перед вторым туром поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата у врача-фониатра и представить справку.
II тур: сольное пение. Абитуриент должен исполнитьдве контрастные песни (одна без сопровождения). Песни могут повторять программу первого тура. Поощряется исполнение программы второго тура в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (ложки, трещотки и т. п.).
Проверка музыкальных данных
Абитуриенты, не имеющие начального музыкального образования, должны:
- спеть отдельно взятый на фортепиано звук;
- точно повторить сыгранную экзаменатором музыкальную фразу;
- определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
- воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (в пределах периода);
- определить знакомую мелодию по ее ритмическому рисунку;
- правильно спеть знакомую мелодию.
Абитуриенты, имеющие начальную музыкальную подготовку, должны:
- интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до трех знаков при ключе;
- определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен);
- сольфеджировать знакомую мелодию (в пределах периода);
- петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» – начальные номера)
Собеседование выявляет общий культурный уровень абитуриента, его эрудицию в области смежных видов искусства.