ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
Специализация 0503. ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) сольфеджио (письменно и устно);
б) музыкальная грамота (устно);
в) дирижирование;
г) фортепиано.
Вступительные испытания по сольфеджио проводятся в письменной и устной форме.
Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Интонационные и ритмические трудности:
- различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие.
- пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.
Пример 13
Устные задания:
- Сольфеджирование.
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111).
- Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.
Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 7-9 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Пример 14
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малого с уменьшенной квинтой септаккорда.
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 7-9 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона).
Пример 15
- Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, VII# в миноре. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Вступительное испытание по музыкальной грамоте проводится в устной форме. Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
«Кварто-квинтовый круг тональностей»;
«Хроматизм»;
«Альтерация»;
«Энгармонизм звуков и интервалов»;
«Тональности первой степени родства»;
«Лады народной музыки»;
«Наиболее употребительные музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».
Вступительное испытание по дирижированию включает в себя:
- исполнение вокального либо хорового двухголосного произведения под собственный аккомпанемент на фортепиано;
- показ первичных навыков дирижирования на примере исполняемого произведения;
- ответы на вопросы, связанные с творчеством композитора, а также на вопросы, выявляющие культурный уровень абитуриента, его эрудицию в области смежных видов искусств.
Возможно исполнение следующих произведений: Л. Бетховен. «Походная песня»; современная русская народная песня в обработке В. Локтева «Ой, по-над Волгой». *)
Вступительное испытание по фортепиано
Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного allegrо, пьесы.
Примерная программа:
- И.С.Бах Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция (по выбору).
- К.Черни. Этюды ор. 740 (по выбору). К.Черни Этюды ор. 299.
- В.Моцарт. Соната до мажор № 1, 1ч. В.Моцарт. Соната фа мажор 1 ч.
- А.Бородин. Маленькая сюита (одна часть по выбору). А.Аренский. Романс фа мажор ор.53. Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор, (ouvre posthume).