Форма входа

Календарь новостей

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Мини-чат

50

Наш опрос

какой дизайн лучше?
Всего ответов: 19



Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Понедельник, 23.12.2024, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Краснодарский музыкальный колледж
Главная | Регистрация | Вход
Теория музыки


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 0504
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:

а) сольфеджио (письменно и устно);

б) музыкальная грамота (письменно и устно);

в) музыкальная литература (устно);

г) фортепиано.

Перед началом вступительных экзаменов с абитуриентами проводится собеседование, имеющее целью выявление их культурного уровня и эрудиции в области смежных видов искусств, а также оценку творческих возможностей. На собеседовании приветствуется исполнение собственных музыкальных сочинений, а также демонстрация других творческих работ.

Вступительные испытания по сольфеджио и музыкальной грамоте проводятся в письменной и устной форме.

Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 10-16 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Интонационные и ритмические трудности:

  • сочетание различных видов мажора и минора
  • внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные модулирующие);
  • ритмические группы с шестнадцатыми, различные варианты пунктирного ритма, а также различные варианты синкопы, триоли.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.

Пример 19

Нотный пример 19



Письменное испытание по музыкальной грамоте

Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:*)

  • гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал;
  • построение гамм;
  • построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением;
  • секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением;
  • досочинение мелодии;
  • определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.

Пример 20

Нотный пример 20

2.  Продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал:

Нотный пример 20-2

3.  От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона.

Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях.

4а.  Построить квинсекстаккорды, в которых звук «ля» является примой, и обозначить их структуру. Разрешить квинтсекстаккорды малого минорного в мажорных тональнастях. Тональности обозначить буквенно.

4б.  Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности:

Нотный пример 20-4б

5.  Определить тональность и размер в данных примерах. Записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки. Фразировку обозначить лигами.

а)

Нотный пример 20-5а

б)

Нотный пример 20-5б

Устные задания по сольфеджио:

  • Сольфеджирование.

    Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).

  • Слуховой анализ.

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Внутритональный хроматизм. Интервалы с альтерированными ступенями (ум.3 на VII, на II#, на IV# ступени в мажоре; на VII#, на II, на IV# ступени в миноре;, ув.6 на IIb, на IV, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на IVb, на VI ступени в миноре, ув.4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум.5 на II#, на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI# ступенях в миноре). Модуляционный хроматизм. Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальные последовательности, включающие 10-12 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.

Пример 21

Нотный пример 21

Аккорды вне лада: трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малые септаккорды с обращениями, большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малых септаккордов и уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу: Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорды V, VII, II ступеней с обращениями; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 10-12 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.


Пример 22

Нотный пример 22
  • Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устные задания по музыкальной грамоте

Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

«Кварто-квинтовый круг тональностей»;

«Хроматизм»;

«Альтерация»;

«Энгармонизм звуков и интервалов»;

«Тональности первой степени родства»;

«Лады народной музыки»;

«Наиболее употребительные музыкальные термины».

Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».


Экзамен по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).

Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, М.И. Глинки, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. В билет входит один вопрос, формулировка которого всегда одинакова. Например: «Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова».

Отвечая на вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его творческой биографии, сведений о стране (композиторской школе), времени, к которому относится творчество композитора, и его музыкальном окружении (включая общее представление об исторической эпохе), а также знание жанров творчества и конкретных произведений, входящих в программу ДМШ.

В следующей таблице указаны музыкальные произведения, знание которых необходимо абитуриенту.

Автор


Название произведения

Музыкальный фрагмент


Западноевропейская музыка


И.С.Бах


«Хорошо темперированный клавир»

Прелюдии и фуги из первого тома: I до мажор, II до минор, V ре мажор, VI ре минор, VIII ми бемоль минор, XVI соль минор.


Органные хоральные прелюдии

ми-бемоль мажор BWV 635, фа минор BWV 639, соль минор BWV 659.


Токката и фуга для органа ре минор

Вступление, тема токкаты, тема фуги.

Й. Гайдн Соната для фортепиано ре мажор

I ч. – главная и побочная темы,

II ч. – начальная тема, III ч. – рефрен рондо.


Симфония № 103 ми бемоль мажор

I ч. - вступление, главная тема, побочная тема, II ч. – две темы вариаций, III ч. – тема менуэта, IVч. – главная тема.

В.А.Моцарт Соната для фортепиано ля мажор К.Nr.31

I ч. – тема вариаций, III ч. –начальная тема (ля минор), рефрен рондо (ля мажор).


Симфония № 40 соль минор

I ч.: экспозиция - главная тема, побочная тема, разработка -начало, реприза - побочная тема. II ч. – главная тема III ч. – тема менуэта; IV ч.: экспозиция - главная тема, побочная тема; реприза – побочная тема.


Опера «Свадьба Фигаро»

Увертюра: главная тема, побочная тема, заключительная тема.

I действие.

№ 2 Дуэт Сюзанны и Фигаро «Лишь звякнет отныне звоночек графини»; № 3 Каватина Фигаро «Хочет плясать он с милою в паре»;

№ 6 Ария Керубино «Рассказать¸объяснить не могу я»;

№ 7 Терцет – реплика Графа «Что я слышу?», реплика Базилио «Ах, вмешался я некстати», реплика Сюзанны «Трепещу я, сердце бьется»; № 9 Ария Фигаро «Мальчик резвый»;



№ 10 Каватина Графини «Бог любви»;

№ 11 Ариетта Керубино «Сердце волнует»; № 15 Финал: тема Графа «Открывай, негодник дерзкий», тема Сюзанны «Сеньоры! К чему все эти споры?», тема Фигаро «Все в сборе».

II действие.

№ 20 Дуэт Сюзанны и графини «О ветре?»;

№ 23 Каватина Барбарины «Уронила,потеряла»;

№ 27.Речитатив и ария Сюзанны «Приди, мой милый друг».

Л.ван Бетховен Соната для фортепиано № 8 до минор «Патетическая»

I ч. - вступление, главная тема, побочная тема. II ч. – начальная тема, III ч.- главная тема, побочная тема.


Симфония № 5 до минор

I ч.:экспозиция - главная тема, побочная тема; реприза - начало (соло гобоя). IIч. – две темы вариаций. III ч. - тема скерцо. IVч. – главная тема, побочная тема.


Увертюра «Эгмонт»

Вступление, главная тема, побочная тема, начало коды.

Ф. Шуберт Цикл песен на слова В.Мюллера «Прекрасная мельничиха»

№1 «В путь», № 2 «Куда?», № 7 «Нетерпение», №11 «Моя!», № 14 «Охотник», № 16 «Любимый цвет», № 19 «Мельник и ручей», № 20 «Колыбельная песня ручья».


Цикл песен на слова В.Мюллера «Зимний путь»

№ 2 «Спокойно спи», № 5 «Липа», № 11 «Весенний сон», № 24 «Шарманщик».


Песня «Форель» на словаК.Ф.Д.Шубарта

Начальная тема


Баллада «Лесной царь» на слова В.Гете

Начальная тема


Симфония № 8 си минор «Неоконченная»

I ч. – вступление, главная тема, побочная тема, II ч. – главная тема.

Ф.Шопен Прелюдии

№ 3 соль мажор, № 4 ми минор, № 6 си минор, № 7 ля мажор, № 15 ре бемоль мажор, № 20 до минор, № 24 ре минор.


Этюды

до минор ор. 10 № 12, ми мажор ор.10 № 3.


Мазурки

си бемоль мажор ор.7 № 3, ля минор ор.17 № 4 , до мажор ор.24 № 2, ля минор ор.58 № 2.


Полонезы

ля мажор ор.40 № 1, ми бемоль минор ор. 26 № 2.




Русская музыка


М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин»

I действие

№ 1 Интродукция: хор ополченцев «Родина моя», хор крестьянок «На зов своей родной страны»;

№ 2 Каватина и рондо Антониды: темы «Ах ты, поле» и «Солнце тучи не закроют»;

№ 3 Сцена и хор: тема Сусанина «Что гадать о свадьбе»;

№ 4 Сцена, терцет и хор: тема терцета «Не томи, родимый».

II действие.

№ 5 Польский;

№ 6 Краковяк;

№ 8 Мазурка и финал (тема мазурки).

III действие.

№ 10 Песня Вани «Как мать убили»;

№ 13 Квартет.Темы «Не розан сверкает росой, «Время гостей встречать»;

№14 Сцена и хор. Темы Сусанина «Ну вот я дожил, слава Богу», «Велик и свят наш край родной», «Страха не страшусь».

IV действие.

№ 21 Сцена и хор.Тема поляков «Устали мы»;

№ 22 Ария Сусанина «Чуют правду»;

№ 23 Речитатив и финал. Тема Сусанина «Хитрить мне нет нужды».

Эпилог. № 25 Хор, сцена и трио. Тема хора «Славься».



Романсы

«Жаворонок» на слова Н.В.Кукольника, «Попутная песня» на слова Н.В.Кукольника, «Я помню чудное мгновенье» на слова А.С.Пушкина


Симфоническая фантазия «Камаринская»

Темы «Из-за гор, гор высоких», «Камаринская»

М.П.Мусоргский Опера «Борис Годунов»

Пролог. 1 картина.

Вступление, хор «На кого ты нас покидаешь».

2 картина.

Оркестровое вступление (колокольный звон), хор «Уж как на небе солнцу красному слава», Монолог Бориса «Скорбит душа».

I действие, 1 картина.

Оркестровое вступление, лейтмотив Пимена (ц.5), лейтмотив царевича Димитрия (ц.39).

2 картина.

Песни Варлаама «Как во городе было во Казани» (ц.19), «Как едет ен» (ц.33), тема Варлаама и Мисаила «Старцы смиренные» (ц.45).

II действие.

Монолог Бориса. Темы «Достиг я высшей власти» (ц.43), «Напрасно мне кудесники сулят» (ц.44) «В семье своей» (ц.46), «Тяжка десница» (ц.47) .

III действие. 2 картина.

Тема Марины Мнишек «О, царевич, умоляю» (ц.72).

IV действие, 1 картина .

Песня Юродивого «Месяц едет» (ц.19), хор «Кормилец батюшка» (ц.24).

2 картина.

Хор «Не сокол летит по поднебесью» (ц.12), «Расходилась, разгулялась» (ц.29), «Ой, ты, сила, силушка» (ц.34).


Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

«Прогулка»;

№ 1 «Гном»;

№ 2 «Старый замок»;

№ 9 «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»;

№ 10 «Богатырские ворота в Киеве».

А.П.Бородин Опера «Князь Игорь»

Пролог.

№ 1 Интродукция.

Хоры «Солнцу красному слава», «Подай вам Бог», сцена затмения (от слов «Князья, пора вам выступать»).

I действие, 1 картина.

№ 2 Сцена у князя Владимира Галицкого. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести».




2 картина.

№ 3 Ариозо Ярославны «Ах, где ты, где ты прежняя пора»;

№ 4 Сцена Ярославны с девушками. Хоры «Мы к тебе, княгиня», «Ты помилуй нас».

№ 6 Финал I действия. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» «Нам, княгиня, не впервые».

II действие.

№ 7 Хор половецких девушек «На безводье»;

№ 13 Ария князя Игоря». Темы «О, дайте, дайте мне свободу», «Ты одна, голубка лада»;

№ 15 Ария хана Кончака. Темы «Ты ранен в битве при Каяле», «О нет, нет, друг»;

№ 17 Половецкие пляски с хором. Темы «Улетай на крыльях ветра», пляска мальчиков «Славой дедам равен хан наш»

IV действие.

№ 25 Плач Ярославны «Ах! Плачу я». № 26 Хор поселян «Ой, не буйный ветер».


Симфония № 2 си минор «Богатырская»

I ч. – главная тема, побочная тема. II ч. – вступление, главная тема. III ч. – начальная тема. IV ч. – вступление, главная тема.

Н.А.Римский-Корсаков Опера «Снегурочка»

Пролог.

Вступление – лейтмотивы Деда-Мороза, птиц, Лешего, Весны. Песня и пляска птиц «Сбирались птицы»;

Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить;

Ариетта Снегурочки «Слыхала я»; Проводы масленицы: темы «Раным-рано куры запели», «Ой, честная масленица», «Веселенько тебя встречать, привечать», «У нас с гор потоки».



I действие.

Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» (лейтмотив Леля и тема песни);

Вторая песня Леля «Как по лесу лес шумит»;

Ариетта Снегурочки «Как больно здесь!»;

Сцена и ариетта Купавы «Снегурочка, я счастлива!» (лейтмотив Купавы);

Свадебный обряд. Оркестровое вступление (тема жениха);

Хоры «То не пава» «Ай, во поле липенька».

II действие.

Дуэт царя с Купавой: тема Купавы «Время весеннее, праздники частые»;

Шествие царя Берендея;

Каватина царя «Полна, полна чудес».

III действие.

Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»;

Сцена Снегурочки и Мизгиря: ариозо Мизгиря «На теплом синем море»;

Тема светлячков.

IV действие.

Дуэт Снегурочки с Мизгирем : тема «О, милый мой»;

Хор «А мы просо сеяли»;

Тема Ярилы-Солнца;

Сцена таяния «Но что со мной».


Симфоническая сюита «Шехеразада»

I ч. - вступление (темы Шахриара и Шехеразады) главная тема, побочная тема.

II ч. – тема Календера-царевича, тема центрального зпизода.

III ч. – главная тема, побочная тема (темы Царевича и Царевны).

IV ч. – тема лезгинки.

П.И.Чайковский Опера «Евгений Онегин»

I действие, 1 картина.

Оркестровое вступление;

№ 1 Дуэт и квартет. Тема «Слыхали ль вы?»;

№ 2 Хор и пляска крестьян. Хор «Уж как по мосту, мосточку»;

№ 3 Сцена и ария Ольги. Тема «Я не способна к грусти томной»;

№ 6 Сцена и ария Ленского. Тема «Я люблю вас».




2 картина.

№ 8 Интродукция и сцена с няней. Оркестровое вступление. Тема «Ах, няня, няня».

№ 9 Сцена письма.

Темы Татьяны «Пускай погибну я», «Я к вам пишу», «Нет, никому на свете», «Кто ты? Мой ангел ли хранитель».

3 картина.

№ 11 Хор девушек «Девицы-красавицы».

№ 12 Сцена и ария Онегина. Темы «Когда бы жизнь домашним кругом», «Мечтам и годам нет возврата».

II действие, 1 картина.

№ 13 Антракт и вальс с хором. Тема вальса;

№ 15 Мазурка и сцена. Тема Онегина «Ты не танцуешь, Ленский?»;

№ 16 Финал. Тема Ленского «В вашем доме».

2 картина.

№ 17 Интродукция, сцена и ария Ленского. Темы «Куда, куда, куда вы удалились», «Что день грядущий мне готовит?»;

№ 18 Сцена поединка. Дуэт «Враги!».

III действие. 1 картина.

№ 20а Ария Князя «Любви все возрасты покорны»;

№ 21 Сцена и ариозо Онегина. Тема «Друг мой, устала я!».

2 картина.

№ 22 Заключительная сцена. Тема Татьяны «Онегин! Я тогда моложе». Тема Татьяны и Онегина «Счастье было так возможно».


Симфония № 4 фа минор

I ч. Вступление, главная тема. побочная тема.

II ч. Тема канцоны.

III ч. Тема скерцо, две темы из среднего раздела (такты 170 и 185 соответственно).

IV ч. Главная тема, тема «Во поле береза стояла».

С.С.Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»

№ 1 Вступление.

Тема любви.

Картина 1.

№ 3 «Улица просыпается»;

№ 6 «Бой» (тема вражды ц.30).

Картина 2.

№ 10 «Джульетта-девочка». 1 тема Джульетты (ц.50). 2 тема Джульетты (ц.53), 3 тема Джульетты (ц.55), тема рока (ц.59).

№ 12 «Маски»;

№ 13 № «Танец рыцарей»: начальная тема (ц.76), средний раздел «Джульетта танцует с Парисом» ц.84;

№ 15 «Меркуцио»;

№ 18 «Гавот (разъезд гостей)»

Картина 4.

№ 28 «Ромео у патера Лоренцо».

Картина 5.

№ 34 «Меркуцио умирает».

III действие. Картина 6.

№ 39 «Прощание перед разлукой».

Картина 8.

№ 47«Джульетта одна» (тема напитка). № 48 «Утренняя серенада» № 49 «Танец девушек с лилиями».

Картина 9.

№ 52 «Смерть Джульетты».


Кантата «Александр Невский»

№ 2 «Песня об Александре Невском». Тема «А и было дело на Неве-реке»;

№ 3 «Крестоносцы во Пскове»: тема «Peregrinus».

№ 4 «Вставайте, люди русские!». Тема «Вставайте, люди русские!». и тема «На Руси родной».

№ 5 «Ледовое побоище».

«Скок свиньи» (ц.34). Тема русских (ц.51).

№ 6 «Мертвое поле». Оркестовое вступление. Тема «Я пойду по полю белому».


Симфония № 7 до диез минор

I ч. Главная тема, побочная тема, заключительная тема.

II ч. – начальная тема.

III ч. - начальная тема.

IVч. - начальная тема.

Д.Д. Шостакович



Симфония № 7 до мажор «Ленинградская»



I ч.: экспозиция:- главная тема, побочная тема.; эпизод в разработке – тема «нашествия» ц.19; тема «сопротивления» ц.48; реприза - главная тема, побочная тема. Кода.


Рассказывая о музыкальном произведении, абитуриент должен знать:

  • его жанр;
  • литературный источник, его автора, обобщенное содержание текста (в произведениях с текстом);
  • строение произведения в целом (в сонате и симфонии – сонатно-симфонический цикл);
  • драматургию, основные образные сферы;
  • средства музыкальной выразительности;
  • дать характеристику тематизма и общих принципов тематического развития;
  • иметь представление о музыкальных формах (куплетной, рондо, простых двух- и трехчастной, сложной трехчастной, сонатной, форме вариаций, фуге).

На подготовку к ответу отводится 30 минут.

При определении музыки на слух желателен полный и точный ответ: композитор, название произведения, часть (сонаты, сюиты, симфонии и т. п.), функция темы; действие в опере, его конкретный фрагмент. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или звучат в аудиозаписи.


Вступительное испытание по фортепиано

 

Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного allegrо, пьесы.

Примерная программа:

  1. И.С.Бах Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция;
  2. К.Черни. Этюды ор. 740. К.Черни. Этюды ор. 299 (более сложные). М.Мошковский. Этюды ор. 72.
  3. В.Моцарт. Соната си бемоль мажор № 16, 1 ч. Л.Бетховен. Соната №5 1 ч.
  4. С.Рахманинов. Мелодия ор. 3. А.Лядов. Прелюдия си бемоль минор ор. 31. Ф. Шопен. Ноктюрн №1 си бемоль минор, ор. 9.
Экзамен по русскому языку  проводиться в форме собеседования. Предусматриваемый собой устный ответ по билетам.
Требования по русскому языку основаны на программах соответствующего класса общеобразовательной школы

Copyright MyCorp © 2024