ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Вступительный профильный экзамен по специальности представляет собой творческое испытание, состоящее из следующих разделов:
а) сольфеджио (письменно и устно);
б) музыкальная грамота (письменно и устно);
в) музыкальная литература (устно);
г) фортепиано.
Перед началом вступительных экзаменов с абитуриентами проводится собеседование, имеющее целью выявление их культурного уровня и эрудиции в области смежных видов искусств, а также оценку творческих возможностей. На собеседовании приветствуется исполнение собственных музыкальных сочинений, а также демонстрация других творческих работ.
Вступительные испытания по сольфеджио и музыкальной грамоте проводятся в письменной и устной форме.
Письменное испытание по сольфеджио предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 10-16 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Интонационные и ритмические трудности:
- сочетание различных видов мажора и минора
- внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные модулирующие);
- ритмические группы с шестнадцатыми, различные варианты пунктирного ритма, а также различные варианты синкопы, триоли.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.
Пример 19
Письменное испытание по музыкальной грамоте
Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:*)
- гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал;
- построение гамм;
- построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением;
- секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением;
- досочинение мелодии;
- определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.
Пример 20
2. Продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал:
3. От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона.
Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях.
4а. Построить квинсекстаккорды, в которых звук «ля» является примой, и обозначить их структуру. Разрешить квинтсекстаккорды малого минорного в мажорных тональнастях. Тональности обозначить буквенно.
4б. Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности:
5. Определить тональность и размер в данных примерах. Записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки. Фразировку обозначить лигами.
а)
б)
Устные задания по сольфеджио:
- Сольфеджирование.
Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).
- Слуховой анализ.
Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Устный диктант. Пример проигрывается два раза.
Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.
Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Внутритональный хроматизм. Интервалы с альтерированными ступенями (ум.3 на VII, на II#, на IV# ступени в мажоре; на VII#, на II, на IV# ступени в миноре;, ув.6 на IIb, на IV, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на IVb, на VI ступени в миноре, ув.4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум.5 на II#, на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI# ступенях в миноре). Модуляционный хроматизм. Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальные последовательности, включающие 10-12 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.
Пример 21
Аккорды вне лада: трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малые септаккорды с обращениями, большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малых септаккордов и уменьшенного септаккорда.
Аккорды в ладу: Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорды V, VII, II ступеней с обращениями; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 10-12 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.
Пример 22
- Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Устные задания по музыкальной грамоте
Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:
«Кварто-квинтовый круг тональностей»;
«Хроматизм»;
«Альтерация»;
«Энгармонизм звуков и интервалов»;
«Тональности первой степени родства»;
«Лады народной музыки»;
«Наиболее употребительные музыкальные термины».
Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».
Экзамен по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).
Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, М.И. Глинки, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича. В билет входит один вопрос, формулировка которого всегда одинакова. Например: «Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова».
В следующей таблице указаны музыкальные произведения, знание которых необходимо абитуриенту.
Автор |
Название произведения |
Музыкальный фрагмент |
|
Западноевропейская музыка |
|
И.С.Бах
|
«Хорошо темперированный клавир» |
Прелюдии и фуги из первого тома: I до мажор, II до минор, V ре мажор, VI ре минор, VIII ми бемоль минор, XVI соль минор. |
|
Органные хоральные прелюдии |
ми-бемоль мажор BWV 635, фа минор BWV 639, соль минор BWV 659. |
|
Токката и фуга для органа ре минор |
Вступление, тема токкаты, тема фуги. |
Й. Гайдн | Соната для фортепиано ре мажор |
I ч. – главная и побочная темы, II ч. – начальная тема, III ч. – рефрен рондо. |
|
Симфония № 103 ми бемоль мажор |
I ч. - вступление, главная тема, побочная тема, II ч. – две темы вариаций, III ч. – тема менуэта, IVч. – главная тема. |
В.А.Моцарт | Соната для фортепиано ля мажор К.Nr.31 |
I ч. – тема вариаций, III ч. –начальная тема (ля минор), рефрен рондо (ля мажор). |
|
Симфония № 40 соль минор |
I ч.: экспозиция - главная тема, побочная тема, разработка -начало, реприза - побочная тема. II ч. – главная тема III ч. – тема менуэта; IV ч.: экспозиция - главная тема, побочная тема; реприза – побочная тема. |
|
Опера «Свадьба Фигаро» |
Увертюра: главная тема, побочная тема, заключительная тема. I действие. № 2 Дуэт Сюзанны и Фигаро «Лишь звякнет отныне звоночек графини»; № 3 Каватина Фигаро «Хочет плясать он с милою в паре»; № 6 Ария Керубино «Рассказать¸объяснить не могу я»; № 7 Терцет – реплика Графа «Что я слышу?», реплика Базилио «Ах, вмешался я некстати», реплика Сюзанны «Трепещу я, сердце бьется»; № 9 Ария Фигаро «Мальчик резвый»; |
|
|
№ 10 Каватина Графини «Бог любви»; № 11 Ариетта Керубино «Сердце волнует»; № 15 Финал: тема Графа «Открывай, негодник дерзкий», тема Сюзанны «Сеньоры! К чему все эти споры?», тема Фигаро «Все в сборе». II действие. № 20 Дуэт Сюзанны и графини «О ветре?»; № 23 Каватина Барбарины «Уронила,потеряла»; № 27.Речитатив и ария Сюзанны «Приди, мой милый друг». |
Л.ван Бетховен | Соната для фортепиано № 8 до минор «Патетическая» |
I ч. - вступление, главная тема, побочная тема. II ч. – начальная тема, III ч.- главная тема, побочная тема. |
|
Симфония № 5 до минор |
I ч.:экспозиция - главная тема, побочная тема; реприза - начало (соло гобоя). IIч. – две темы вариаций. III ч. - тема скерцо. IVч. – главная тема, побочная тема. |
|
Увертюра «Эгмонт» |
Вступление, главная тема, побочная тема, начало коды. |
Ф. Шуберт | Цикл песен на слова В.Мюллера «Прекрасная мельничиха» |
№1 «В путь», № 2 «Куда?», № 7 «Нетерпение», №11 «Моя!», № 14 «Охотник», № 16 «Любимый цвет», № 19 «Мельник и ручей», № 20 «Колыбельная песня ручья». |
|
Цикл песен на слова В.Мюллера «Зимний путь» |
№ 2 «Спокойно спи», № 5 «Липа», № 11 «Весенний сон», № 24 «Шарманщик». |
|
Песня «Форель» на словаК.Ф.Д.Шубарта |
Начальная тема |
|
Баллада «Лесной царь» на слова В.Гете |
Начальная тема |
|
Симфония № 8 си минор «Неоконченная» |
I ч. – вступление, главная тема, побочная тема, II ч. – главная тема. |
Ф.Шопен | Прелюдии |
№ 3 соль мажор, № 4 ми минор, № 6 си минор, № 7 ля мажор, № 15 ре бемоль мажор, № 20 до минор, № 24 ре минор. |
|
Этюды |
до минор ор. 10 № 12, ми мажор ор.10 № 3. |
|
Мазурки |
си бемоль мажор ор.7 № 3, ля минор ор.17 № 4 , до мажор ор.24 № 2, ля минор ор.58 № 2. |
|
Полонезы |
ля мажор ор.40 № 1, ми бемоль минор ор. 26 № 2. |
|
Русская музыка |
|
М.И.Глинка | Опера «Иван Сусанин» |
I действие № 1 Интродукция: хор ополченцев «Родина моя», хор крестьянок «На зов своей родной страны»; № 2 Каватина и рондо Антониды: темы «Ах ты, поле» и «Солнце тучи не закроют»; № 3 Сцена и хор: тема Сусанина «Что гадать о свадьбе»; № 4 Сцена, терцет и хор: тема терцета «Не томи, родимый». II действие. № 5 Польский; № 6 Краковяк; № 8 Мазурка и финал (тема мазурки). III действие. № 10 Песня Вани «Как мать убили»; № 13 Квартет.Темы «Не розан сверкает росой, «Время гостей встречать»; №14 Сцена и хор. Темы Сусанина «Ну вот я дожил, слава Богу», «Велик и свят наш край родной», «Страха не страшусь». IV действие. № 21 Сцена и хор.Тема поляков «Устали мы»; № 22 Ария Сусанина «Чуют правду»; № 23 Речитатив и финал. Тема Сусанина «Хитрить мне нет нужды». Эпилог. № 25 Хор, сцена и трио. Тема хора «Славься». |
|
Романсы |
«Жаворонок» на слова Н.В.Кукольника, «Попутная песня» на слова Н.В.Кукольника, «Я помню чудное мгновенье» на слова А.С.Пушкина |
|
Симфоническая фантазия «Камаринская» |
Темы «Из-за гор, гор высоких», «Камаринская» |
М.П.Мусоргский | Опера «Борис Годунов» |
Пролог. 1 картина. Вступление, хор «На кого ты нас покидаешь». 2 картина. Оркестровое вступление (колокольный звон), хор «Уж как на небе солнцу красному слава», Монолог Бориса «Скорбит душа». I действие, 1 картина. Оркестровое вступление, лейтмотив Пимена (ц.5), лейтмотив царевича Димитрия (ц.39). 2 картина. Песни Варлаама «Как во городе было во Казани» (ц.19), «Как едет ен» (ц.33), тема Варлаама и Мисаила «Старцы смиренные» (ц.45). II действие. Монолог Бориса. Темы «Достиг я высшей власти» (ц.43), «Напрасно мне кудесники сулят» (ц.44) «В семье своей» (ц.46), «Тяжка десница» (ц.47) . III действие. 2 картина. Тема Марины Мнишек «О, царевич, умоляю» (ц.72). IV действие, 1 картина . Песня Юродивого «Месяц едет» (ц.19), хор «Кормилец батюшка» (ц.24). 2 картина. Хор «Не сокол летит по поднебесью» (ц.12), «Расходилась, разгулялась» (ц.29), «Ой, ты, сила, силушка» (ц.34). |
|
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» |
«Прогулка»; № 1 «Гном»; № 2 «Старый замок»; № 9 «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»; № 10 «Богатырские ворота в Киеве». |
А.П.Бородин | Опера «Князь Игорь» |
Пролог. № 1 Интродукция. Хоры «Солнцу красному слава», «Подай вам Бог», сцена затмения (от слов «Князья, пора вам выступать»). I действие, 1 картина. № 2 Сцена у князя Владимира Галицкого. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести». |
|
|
2 картина. № 3 Ариозо Ярославны «Ах, где ты, где ты прежняя пора»; № 4 Сцена Ярославны с девушками. Хоры «Мы к тебе, княгиня», «Ты помилуй нас». № 6 Финал I действия. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» «Нам, княгиня, не впервые». II действие. № 7 Хор половецких девушек «На безводье»; № 13 Ария князя Игоря». Темы «О, дайте, дайте мне свободу», «Ты одна, голубка лада»; № 15 Ария хана Кончака. Темы «Ты ранен в битве при Каяле», «О нет, нет, друг»; № 17 Половецкие пляски с хором. Темы «Улетай на крыльях ветра», пляска мальчиков «Славой дедам равен хан наш» IV действие. № 25 Плач Ярославны «Ах! Плачу я». № 26 Хор поселян «Ой, не буйный ветер». |
|
Симфония № 2 си минор «Богатырская» |
I ч. – главная тема, побочная тема. II ч. – вступление, главная тема. III ч. – начальная тема. IV ч. – вступление, главная тема. |
Н.А.Римский-Корсаков | Опера «Снегурочка» |
Пролог. Вступление – лейтмотивы Деда-Мороза, птиц, Лешего, Весны. Песня и пляска птиц «Сбирались птицы»; Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить; Ариетта Снегурочки «Слыхала я»; Проводы масленицы: темы «Раным-рано куры запели», «Ой, честная масленица», «Веселенько тебя встречать, привечать», «У нас с гор потоки». |
|
|
I действие. Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» (лейтмотив Леля и тема песни); Вторая песня Леля «Как по лесу лес шумит»; Ариетта Снегурочки «Как больно здесь!»; Сцена и ариетта Купавы «Снегурочка, я счастлива!» (лейтмотив Купавы); Свадебный обряд. Оркестровое вступление (тема жениха); Хоры «То не пава» «Ай, во поле липенька». II действие. Дуэт царя с Купавой: тема Купавы «Время весеннее, праздники частые»; Шествие царя Берендея; Каватина царя «Полна, полна чудес». III действие. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»; Сцена Снегурочки и Мизгиря: ариозо Мизгиря «На теплом синем море»; Тема светлячков. IV действие. Дуэт Снегурочки с Мизгирем : тема «О, милый мой»; Хор «А мы просо сеяли»; Тема Ярилы-Солнца; Сцена таяния «Но что со мной». |
|
Симфоническая сюита «Шехеразада» |
I ч. - вступление (темы Шахриара и Шехеразады) главная тема, побочная тема. II ч. – тема Календера-царевича, тема центрального зпизода. III ч. – главная тема, побочная тема (темы Царевича и Царевны). IV ч. – тема лезгинки. |
П.И.Чайковский | Опера «Евгений Онегин» |
I действие, 1 картина. Оркестровое вступление; № 1 Дуэт и квартет. Тема «Слыхали ль вы?»; № 2 Хор и пляска крестьян. Хор «Уж как по мосту, мосточку»; № 3 Сцена и ария Ольги. Тема «Я не способна к грусти томной»; № 6 Сцена и ария Ленского. Тема «Я люблю вас». |
|
|
2 картина. № 8 Интродукция и сцена с няней. Оркестровое вступление. Тема «Ах, няня, няня». № 9 Сцена письма. Темы Татьяны «Пускай погибну я», «Я к вам пишу», «Нет, никому на свете», «Кто ты? Мой ангел ли хранитель». 3 картина. № 11 Хор девушек «Девицы-красавицы». № 12 Сцена и ария Онегина. Темы «Когда бы жизнь домашним кругом», «Мечтам и годам нет возврата». II действие, 1 картина. № 13 Антракт и вальс с хором. Тема вальса; № 15 Мазурка и сцена. Тема Онегина «Ты не танцуешь, Ленский?»; № 16 Финал. Тема Ленского «В вашем доме». 2 картина. № 17 Интродукция, сцена и ария Ленского. Темы «Куда, куда, куда вы удалились», «Что день грядущий мне готовит?»; № 18 Сцена поединка. Дуэт «Враги!». III действие. 1 картина. № 20а Ария Князя «Любви все возрасты покорны»; № 21 Сцена и ариозо Онегина. Тема «Друг мой, устала я!». 2 картина. № 22 Заключительная сцена. Тема Татьяны «Онегин! Я тогда моложе». Тема Татьяны и Онегина «Счастье было так возможно». |
|
Симфония № 4 фа минор |
I ч. Вступление, главная тема. побочная тема. II ч. Тема канцоны. III ч. Тема скерцо, две темы из среднего раздела (такты 170 и 185 соответственно). IV ч. Главная тема, тема «Во поле береза стояла». |
С.С.Прокофьев | Балет «Ромео и Джульетта» |
№ 1 Вступление. Тема любви. Картина 1. № 3 «Улица просыпается»; № 6 «Бой» (тема вражды ц.30). Картина 2. № 10 «Джульетта-девочка». 1 тема Джульетты (ц.50). 2 тема Джульетты (ц.53), 3 тема Джульетты (ц.55), тема рока (ц.59). № 12 «Маски»; № 13 № «Танец рыцарей»: начальная тема (ц.76), средний раздел «Джульетта танцует с Парисом» ц.84; № 15 «Меркуцио»; № 18 «Гавот (разъезд гостей)» Картина 4. № 28 «Ромео у патера Лоренцо». Картина 5. № 34 «Меркуцио умирает». III действие. Картина 6. № 39 «Прощание перед разлукой». Картина 8. № 47«Джульетта одна» (тема напитка). № 48 «Утренняя серенада» № 49 «Танец девушек с лилиями». Картина 9. № 52 «Смерть Джульетты». |
|
Кантата «Александр Невский» |
№ 2 «Песня об Александре Невском». Тема «А и было дело на Неве-реке»; № 3 «Крестоносцы во Пскове»: тема «Peregrinus». № 4 «Вставайте, люди русские!». Тема «Вставайте, люди русские!». и тема «На Руси родной». № 5 «Ледовое побоище». «Скок свиньи» (ц.34). Тема русских (ц.51). № 6 «Мертвое поле». Оркестовое вступление. Тема «Я пойду по полю белому». |
|
Симфония № 7 до диез минор |
I ч. Главная тема, побочная тема, заключительная тема. II ч. – начальная тема. III ч. - начальная тема. IVч. - начальная тема. |
Д.Д. Шостакович
|
Симфония № 7 до мажор «Ленинградская»
|
I ч.: экспозиция:- главная тема, побочная тема.; эпизод в разработке – тема «нашествия» ц.19; тема «сопротивления» ц.48; реприза - главная тема, побочная тема. Кода. |
Рассказывая о музыкальном произведении, абитуриент должен знать:
- его жанр;
- литературный источник, его автора, обобщенное содержание текста (в произведениях с текстом);
- строение произведения в целом (в сонате и симфонии – сонатно-симфонический цикл);
- драматургию, основные образные сферы;
- средства музыкальной выразительности;
- дать характеристику тематизма и общих принципов тематического развития;
- иметь представление о музыкальных формах (куплетной, рондо, простых двух- и трехчастной, сложной трехчастной, сонатной, форме вариаций, фуге).
На подготовку к ответу отводится 30 минут.
При определении музыки на слух желателен полный и точный ответ: композитор, название произведения, часть (сонаты, сюиты, симфонии и т. п.), функция темы; действие в опере, его конкретный фрагмент. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или звучат в аудиозаписи.
Вступительное испытание по фортепиано
Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения, этюда, классического сонатного allegrо, пьесы.
Примерная программа:
- И.С.Бах Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция;
- К.Черни. Этюды ор. 740. К.Черни. Этюды ор. 299 (более сложные). М.Мошковский. Этюды ор. 72.
- В.Моцарт. Соната си бемоль мажор № 16, 1 ч. Л.Бетховен. Соната №5 1 ч.
- С.Рахманинов. Мелодия ор. 3. А.Лядов. Прелюдия си бемоль минор ор. 31. Ф. Шопен. Ноктюрн №1 си бемоль минор, ор. 9.